Среда, 15.01.2025, 17:52Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Методическая копилка » Разработки уроков

Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе
12.05.2009, 16:36



«Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе».


Тема четверти: Декор, человек, общество, время»
Тема урока: «Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе».
Цели урока: 1. Формировать у учащихся отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Ознакомить учащихся с первыми символами древности, с символикой герба, составом герба, делением щита, с новыми словами.
3. Выполнить практическую работу по импровизации на тему гербов и эмблем. Изобразить мир своих интересов, увлечений.
4. Создать эскиз своего герба.
  ПЛАН УРОКА.
1. Звук фанфар.
2. Объявление темы урока, целей и задач.
3. Вступительное слово ( как самовыразиться).
4. Откуда берет свои символы герб? (Рассказ о «Тотеме»)
5. Беседа с детьми о тотеме.
6. Сообщение учащегося об оберегах.
7. Древний Рим. Знаки. Когорт.
8. Знак Серебряного орла. Беседа о флаге.
9. Сообщение о средневековом рыцаре.
10. Показ первых гербов.
11. Что такое герб? Чтение герба. Основные части герба: корона, калит, щит, щиток, щитодержатель, девиз.
12. Геральдика. Герольды. Объяснение практической работы.
13. Практическая работа (физкультминутка, головоломка)
14. Разгадывание гербовую головоломку князей Долгоруких (если останется время).
15. Обобщение.
16. Итог урока.

  Ход урока.
  1. Звук фанфар.
  Ребята, представьте себе, что мы находимся у стен древнего города. Вслушаемся в звуки. Эти звуки приветствуют нас, а в средние века они приветствовали вельмож при въезде в город и призывали к началу рыцарского турнира. Мы жители третьего тысячелетия, давайте мысленно войдем в этот город и ознакомимся с геральдикой.

2. Объявление темы урока, целей и задач.
Тема нашего урока «Значение эмблематики в определении человека или группы людей в обществе».
Задачи: на уроке мы должны ознакомиться с первыми символами древности, с символикой герба, составом герба, делением щита, с новыми словами. Выполнить практическую работу по импровизации на тему «Мой герб» т.е. изобразить свой герб передав мир своих интересов в нем.
3.Вступительное слово (как самовыразиться).
  Ребята, каждый из нас стремится самовыразиться, стать индивидуальностью, мечтает ощутить уникальность своей личности. Существует много способов самовыражения. Вы, ребята, наверное, не раз замечали: один хочет поразить окружающих необычной одеждой или вызывающей прической, другой – эксцентричным поведением, третий тем, что насмешничает над всеми. Но если вы хотите стать культурными людьми, то стоит поискать иные формы для самовыражения. Человечество уже много думало об этом и создало блистательные, яркие, остроумные способы уникальности человека. 
  История культуры донесла до нас такие формы как герб, псевдоним, экслибрис. Об одном из них у нас сегодня на уроке и пойдет разговор.

4.Откуда берет свои символы герб? (Рассказ о «Тотеме»)
  Герб – откуда он к нам пришел? А пришел он к нам из далекой древности. Древние люди чувствовали себя частью всего земного шара, братьями и сестрами всего что живет вокруг. Это чувство ЗЕМНОГО родства было им так близко и понятно, что каждое племя или семья так и говорили: «Мы- братья такого-то зверя или мы дети такой-то птицы». Такой зверь, которого люди считали своим родственником, называется ТОТЕМ. Это слово вошло в наш словарь из языка североамериканских индейцев племени Оджибве. Тотем – это зверь родственник. 
5. Беседа с детьми о тотеме.
- А где вы в последнее время, в современной жизни встречали слово ТОТЕМ?  
- Знакомо ли вам слово ТОТЕМ?
6. Сообщение учащегося об оберегах.
В глубокой древности любые украшения на теле человека — от татуировок у южных народов до орнаментальных вышивок на ткани у северных — выполняли функции магических оберегов от злых духов. Сюда же следует отнести всю древнюю «бижутерию» — подвески, браслеты, фибулы, кольца, серьги, перстни, ожерелья и т. д. Эстетические функции этих предметов, по всей видимости, были вторичными. Вовсе не случайно среди многочисленных археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.
Каждый знак, каждая точка и черточка в древнем орнаменте несли на себе определенную смысловую нагрузку, являясь своего рода тайнописью наших далеких предков, расшифровать которую на протяжении вот уже полутора столетий тщетно пытаются тысячи далеких от народа ученых. Между тем этнографы свидетельствуют, что еще во второй половине XIX века в некоторых русских деревнях жили старушки, умевшие «читать» по вышитому орнаменту и во время свадебных обрядов разъяснявшие жениху с невестой значение узоров на их венчальной одежде. Одна такая старушка-ведунья могла бы заткнуть за пояс десяток современных ученых со всеми их сравнительными таблицами, системными анализами и формулами.
  Знакомясь с результатами многолетней и кропотливой деятельности маститых исследователей народного творчества, невольно приходишь к выводу, что интеллектуальные основные усилия их были направлены вовсе не на изучение народного искусства как такового, а прежде всего на отыскивание в нем иноземных (византийских, арабских, индийских, скандинавских, немецких и пр.) влияний.

7. Древний Рим. Знаки. Когорт.
  А теперь мы с вами перенесемся в Древний Рим и рассмотрим символические изображения римских легионов, знаки когорт. Воины Древнего Рима объединены в легионы, а легионы в свою очередь делились на отряды. Такой военный отряд и назывался – кагорта. Этот отряд шел слитно, воин к воину, нога к ноге, щит к щиту, голова к голове. Каждой кагорте был придан свой знак. Знак кагорты нес впереди командир. Продвигаясь в тяжелых условиях, в жару, в голод, испытывая жажду, усталые нервные люди всегда видели перед собой свой общий символ. Этот символ успокаивал и бодрил их, помогая преодолевать трудности. 
  Рассмотрим изображение кагорт.
  При императоре Августе в римском войске было введено новшество. Число легионов увеличилось, и каждый легион получил свой номер, свое наименование. Это был яркий и выразительный знак – символ, который шел, летел впереди войска. Так был узаконен и умножен один из первых на земле символов, знаков.
8. Знак Серебряного орла. Беседа о флаге.
  Знак этот – серебряный орел. Его изображение, крепившееся на шесте, повсюду открывало движение войск. И уже более двух тысячелетий живет на земле этот символ. Так орел, как знак мужественности, доблести и воинственности долетел до нас из самого древнего Рима. Многое вы знаете из уроков истории.
  - Ребята, где вы в нашей повседневной жизни встречаете изображение орла?
9. Сообщение о средневековом рыцаре.
  Я не случайно рассказала вам про ТОТЕМ, про знаки КОГОРТ, про ОРЛА. Эти знаки- символы, Это зарождение герба.
  А теперь послушайте сообщение _______ о Рыцаре.
  Герб представляет человека. Это своего рода художественный двойник рыцаря. Русское название – герб - произошло от немецкого Erde – наследство, а искусство составления герба - геральдика. Наука создания рассказа о человеке в нарисованных фигурках ставших знакомыми человеческих качеств, судьбы, происхождения, поступков, убеждений, желаний, - всего того, что составлять личный мир каждого. Гербы создавали особые люди- герольды. Выученные специально, они знали правила гербов, их формы, смысл каждой фигуры, законы создания герба. Слово герольд - тоже германское, а произошло оно от позднелатинского «геральдус»- глашатай. В средние века при дворе у каждого богатого человека, особенно королевской крови, был такой человек.
  Геральдика – это наука и одно из самых условных орнаментальных искусств мира. Для того чтобы освоить положение этой науки, нужно понять, что герб не просто рассказ о человеке, а символическая его характеристика, оценка и даже напутствие. Скоро искусству создания герба исполнится 1000 лет.
10. Показ первых гербов.
  11. Что такое герб? Чтение герба. Основные части герба: корона, калит, щит, щиток, щитодержатель, девиз.
  Герб можно прочитать. Герб, ребята, как вы уже знаете, появился на щите воина рыцаря. В левой руке рыцарь несет щит, в правой - меч. Ты заметил то, что для рыцаря правое, для зрителя - левое. В этом и состоит одна из трудностей геральдики. В гербе правая и левая стороны считаются не от нас, а от несущего щит человека. Однако название основных частей составляющих герб сохраняются дольше. 
12. Геральдика. Герольды. Объяснение практической работы.
Вот теперь, ребята, вы познакомились с основными частями герба. А сейчас должны будете в течение нескольких минут создать эскиз своего собственного герба. Постарайтесь в своем гербе отразить мир своих увлечений, поступков, убеждений, желаний, происхождения (если его кто-то знает) и другое. Посмотрите, как всегда на доске много наглядности, может она вам поможет в практической работе. Вы можете при составлении гербов пользоваться теми образцами деления щита, щитодержателями, коронами и всем остальным, которые вам понравились.


13. Практическая работа (физкультминутка, головоломка)
Самостоятельная работа учащихся.
Показ лучших работ учащихся.
14. Разгадывание гербовую головоломку князей Долгоруких (если останется время).
  
15. Обобщение. 
 А сейчас мы посмотрим как вы усвоили тему урока. (показываю герб Мордовии)
- Что это? 
-Что означает символика, представленная на гербе? Давайте расшифруем.
- Кто из вас помнит герб России? Что вы можете рассказать о нем?
- Какое значение имеет эмблематика в определении места человека или группы людей в обществе?
- Что нового вы узнали из истории развития герба?
- Откуда появилось изображение орла на гербе?
  Наш мордовский герб имеет очень большое значение для нас жителей Республики. Мы живем в обществе и от того, насколько мы себя чувствуем единым организмом, зависит сила нашего государства. Поэтому в нашей стране активно пропагандируется герб, национальный флаг и гимн. Таким образом, у подрастающего поколения нашего общества воспитывается патриотизм, любовь к Родине, чувство ответственности. 
17. Итог урока. 
Вопросы:
Что нового вы узнали на уроке?
Что такое КАГОРТА?
Что такое ТОТЕМ?
Расскажите об оберегах.



Категория: Разработки уроков | Добавил: aqarel | Теги: урок ИЗО
Просмотров: 2051 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Царева © 2025 |