Звучат гусли. Компьютерная поддержка (далее К.П.): воспроизведение на большом формате экрана картины В.Васнецова «Гусляры».
-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
2. Формулирование темы урока. Актуализация знаний.
К.П.: на экране поговорка «Славна богатырями земля русская».
- Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри) - Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь. - Кто же такие богатыри? (ответы детей) Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь.
К.П.: на экране значение слова богатыри из словаря БСЭ.
Богатыри (от др.-тюрк. багатур - храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. В древнерусском языке слову "Б." соответствовали "храбр", "храбор", "удалец". Слово "Б." встречается в летописях начиная с 13 в.
- Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они. -Каких богатырей вы знаете? (ответы детей) - Много богатырей на Руси. Невозможно сразу о всех рассказать.
К.П.: на экране фотографии русских храмов и природы Руси. Звуковой файл стихотворения прослушиваем.
Широко ты, Русь, по лицу земли, В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил……
К.П.: На слайде - камень на перепутье, на котором много дорог.
Именно перед таким камнем останавливались богатыри и решали, куда же им ехать. - Сколько дорог? (три) - Мы с вами первым делом поедем в гости к истории и поедем прямо.
К.П.: на слайде камень на перепутье, выбираем дорогу.
3. Открытие новых знаний. Информационная часть.
К.П.: на слайде картина В.Васнецова «Три богатыря» изображения появляются по очереди Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, а ученики рассказывают свои доклады про богатырей.
Ученик -1. Илья Муромец является самым ярким представителем всех русских богатырей и в глазах народа он выходец из крестьянства. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника, что сидел – сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом-посвистом перебил-покалечил людей немало.
К.П.: на слайде богатырь Святогор - рассказывает учитель.
Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля- матушка носить его не могла. Даже Илья Муромец оказывается перед ним беспомощным настолько, что Святогор его не замечает. Святогор в эпосе является огромным великаном, "выше леса стоячего"; его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах; при его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Однажды, чувствуя в себе колоссальные силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович ……… А кому из ребят хочется узнать, что же дальше случилось со Святогором пусть прочитают о нем в былинах
4. Работа по картине В. Васнецова «Богатыри»
К.П.: 1 слайд – картина В.Васнецова «Три богатыря», 2 слайд – камень на перепутье решаем с ребятами, куда ехать дальше.
- Вернёмся к нашему камню. Отправимся теперь налево в царство к живописи. Вот таких трёх богатырей и изобразил художник Виктор Михайлович Васнецов. - Где мы видим богатырей? - Где тут самый старший богатырь? Кто это? Что он делает? Как вооружён? - Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? Обратите внимание на копьё Ильи. Оно как бы преграждает путь белому коню Добрыни. - Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён? - Что можно сказать о природе? Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»
К.П.: Слайды разных художников которые изображали в своих картинах богатырей В.Васнецов «Богатырский Скок», В.Васнецов «Бой скифов со славянами», А.Корин «Александр Невский»
5. Физкультурная пауза. Разминка плечевого пояса, шейного и поясничного отдела позвоночника.
К.П.: физкультминутка изображение на слайде двигающийся богтырь анимация. Звуковой файл.
Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим,…..
6. Объяснение нового материала.
К.П.: на слайде камень на перепутье. Звуковой файл слушаем гусли и рисуем.
А теперь наведаемся в город «Музыки» и поедем направо. Сегодня ребята нам с вами предстоит нарисовать одежду и оружие воинов, передать их форму и красоту, а так же цвет и символические значения орнаментов.
К.П.: на слайдах воины в доспехах рассматриваем снаряжение воина.
А поможет нам в этом народная музыка, рисовать мы будем под музыку. Давайте, более внимательно рассмотрим воина богатыря. - Кто из вас сможет рассказать об одежде богатыря? Дети рассказывают. Богатыри – это, в первую очередь, воины они были пешими или на коне. И вооружены они, как воины того времени. Я буду показывать на предмет, а вы – хором его называть.
К.П.: на слайдах доспехи воинов. ( Работа с экраном)
Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило оберегом. Учитель дополняет рассказ детей о формах щитов, о доспехах, о шлемах и другой одежде воина богатыря. Показывает слайды.
7. Самостоятельная работа учащихся.
(во время самостоятельной работы звучит музыкальный народный инструмент гусли). Работа заключается в том, чтобы украсить шаблоны: богатырские доспехи, шлемы, мечи, щиты, колчаны. Лучшие доспехи, шлем, меч, шит украсит нашего богатыря, который нарисован и крепится на доске.
8.Обобщение. Закрепление.
В конце урока лучшие работы детей учитель крепит на богатыря (шлем, шит, колчан, кольчугу…) в это время звучит песня ВИА «Цветы» «Богатырская наша сила». -Вы Ребята на уроках чтения читали произведения разных жанров: поговорку, сказку, былину. Кто их сочинял? Они передавались из уст в уста. Как мы называем такое творчество? - (устное народное творчество) Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи. На доске перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый.
К.П.: на слайде человеческие качества богатыря выбрать правильный ответ.
9. Рефлексия
- А можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу Родину в Великую Отечественную войну? Почему? - Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают? - Кто они? - Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь. - А вы можете стать богатырями?
10. Итог урока: Да, вы правы ребята, многих защитников в наши дни можно назвать, богатырями и тех, кто защищал Родину во время ВОВ и тех, кто защищает ее в наши дни, это наши молодые солдаты, которые сложили свои головы за мирное небо. Богатырями можно назвать наших мордовских солдат, воевавших в Чечне. Богатырями мы называем и наших спортсменов, это Алексей Немов - олимпийский чемпион по спортивной гимнастике, Дмитрий Нижегородов – Серебряный призер по легкой атлетике, Александр Воеводин – бронзовый призер по легкой атлетике, Алексей Мишин – чемпион Олимпиады в Афинах по Греко – римской борьбе.
К.П.: на слайде наши мордовские спортсмены чемпионы. Звуковой файл «Богатырская наша сила»
- Посмотрите на наш путевой камень. Все дороги исхожены? Конечно, нет. Мы с вами только немножко прошли по каждой из них. Главный путь – впереди. К.П.: на слайде камень на перепутье.
Литература 1. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. 2. Репродукции Третьяковской картинной галереи. 3. Изобразительное искусство и художественный труд: 1- 4 кл. Книга для учителя/ Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. – М.: Просвещение, 1991.